В Великобритании правительстве обсуждают CAVID паспорта
Говорят, что их появление поможет возобновлению международных поездок и восстановлению экономики. Пока неясно, в каком формате будут выдаваться такие паспорта и как их будут применять, но страна уже разделилась на сторонников и противников новой системы.
Противники паспортов вакцинации оперируют вполне логичными доводами. Во-первых, хотя внедренные вакцины уже продемонстрировали впечатляющую эффективность в снижении риска госпитализации и смертей от коронавируса, на данный момент нет конкретных доказательств того, что они могутпредотвратить передачу инфекции. Во-вторых, возникают опасения по поводу новых штаммов вируса, которые зреют в других странах. По мнению экспертов, стоит сначала доказать способность вакцин обеспечивать защиту от новых вариантов, а затем вводить паспортную систему.
«Чтобы сказать, есть ли смысл в паспортах, прежде всего, надо понять, чего мы достигаем вакцинацией, — считает заведующая COVID-отделением в госпитале Conquest в графстве Сассекс Елена Муччи. — Вакцина не предотвращает заражение инфекцией, а лишь снижает риск развития тяжелой формы заболевания. Вы можете быть вакцинированы, получить иммунитет к ковиду и все равно стать носителем вируса. Я, как сотрудник NHS, уже получила обе дозы вакцины. И, тем не менее, я ношу маски и следую всем правилам карантина. И если мне нужно будет срочно вылететь в Россию, я буду пользоваться масками и санитайзером, чтобы избежать риска передать вирус моей маме, которая еще не вакцинировалась.
Второй момент – это уровень иммунитета. Вакцина вызывает иммунный ответ, который не дает развиться серьезной форме болезни, если вирус попадает в организм. Но все люди разные, и у всех разный уровень иммунитета. У пожилых людей выработка антител может быть не такая сильная, как у молодых. Будем ли мы, выдавая эти паспорта, проверять уровень иммунитета у каждого человека? В-третьих, мы не знаем достоверно, защищают ли вакцины от новых вариантов коронавируса. У нас недостаточно информации, чтобы делать какие-либо выводы. Предположим, нам начали выдавать эти паспорта. А какой у них должен быть срок действия? В клинических исследованиях вакцины Pfizer вторую дозу давали спустя три недели после первой, но британское правительство решило отложить вторую прививку на три месяца. Мы не знаем, каким будет иммунитет после второй прививки и как долго он будет держаться. Мы видим, что вакцины работают хорошо и предотвращают заболевание серьезными формами коронавируса спустя 3-4 недели после прививки. А эффективны ли они будут через шесть месяцев, год, полтора? Все мы сейчас – участники большого клинического исследования. Только через год-два мы узнаем, как часто нам нужно будет вакцинироваться от ковида. Очевидно, если есть столько вопросов и сомнений, выдавать паспорта рано».
Самое громкое слово, которое применяется в отношении возможных паспортов вакцинации сегодня, — это дискриминация. Вакцинированные люди получат возможность делать то, чего не могут другие. Учитывая, что внедрение вакцины основано на системе приоритетов, одни люди сделают прививки раньше других. И не стоит забывать о тех, кто решит не вакцинироваться вовсе по разным причинам: от медицинских до сугубо личных.
Глава отдела политики и кампаний благотворительной организации по правам человека Liberty Сэм Грант считает, что ковид-паспорта «создадут двухуровневое общество, в котором одни люди могут получить доступ к поддержке и свободам, а другие будут отрезаны». «Путь к выходу из изоляции не может нарушать наши права. Коронавирус показал, насколько мы зависим друг от друга, и что никто из нас не защищен», — заявил эксперт.
Другой риск – это мошенники. Властям необходимо убедиться, что сертификаты будет невозможно подделать. К тому же существует вероятность, что люди, которые еще не прошли вакцинацию и которым понадобится такой сертификат, попытаются получить его на черном рынке. Есть и опасения, связанные с конфиденциальностью. Обычно вся медицинская информация, в том числе записи о вакцинации, хранится в системе NHS. Не означает ли введение паспортов, что эти данные будут передавать сторонним компаниям?
«То, как это будет реализовано на практике, вызовет разумные этические проблемы, которые необходимо будет решить», — считает председатель Совета по биоэтике Наффилда, независимого благотворительного органа в Великобритании, Дэвид Арчард.
Считается, что введение ковидных паспортов может служить мощным стимулом для вакцинации людей. Ведь если такие сертификаты понадобятся для международных поездок – а этот шаг уже обсуждается с Грецией, – многие захотят сделать прививку, чтобы отправиться в отпуск. Впрочем, по мнению Дэвида Арчарда, лучше предоставлять людям более полную и точную информацию, чтобы побудить их сделать прививку.
Вторая причина – возвращение свобод. Чем больше людей пройдут вакцинацию и обзаведутся паспортами, тем быстрее будут сняты ограничения. А этого ждут абсолютно все жители Великобритании без исключений.
Конечно, главная причина введения паспортов вакцинации – это международные поездки. У вакцинированного путешественника намного меньше шансов заболеть коронавирусом и перенести его в тяжелой форме. Конечно, и Великобритания, и другие страны не горят желанием увеличивать нагрузку на медучреждения за счет туристов.
«Что касается применения паспортов вакцинации для путешествий, очень много зависит от того, в какую страну вы летите и каков масштаб вакцинации там, — говорит Елена Муччи. — Предположим, в стране Х только 20% населения вакцинированы. Вы можете быть защищены вакциной, но при этом есть риск передать вирус другим. Приток туристов даже с паспортами вакцинации может поставить жителей страны под риск. Ведь мы не знаем однозначно, предотвращает ли вакцина передачу вируса. К тому же у нас народ возмутится, если одна часть населения будет путешествовать, а другая, которая по разным причинам не прошла вакцинацию, не сможет. Я не думаю, что в XXI веке, в такой либеральной стране, как Великобритания, это допустимо».
Одним из самых больших защитников ковид-паспортов стал Институт глобальных изменений бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Там считают, что в конечном итоге необходимость подтверждения состояния здоровья станет нормой жизни.
«Опасения по поводу защиты личных свобод абсолютно разумны. Но со временем становится все более очевидным, что нет возврата к тому, как общество выглядело до пандемии. Цифровые паспорта здоровья — это лучший способ защитить нашу общую свободу за счет более постепенной отмены ограничений. Если все правильно спроектировать, они могут восстановить нашу свободу, а не ограничить ее», — считают в институте.
Обсуждается и вопрос введения внутренних паспортов вакцинации британскими компаниями. Министр по вакцинам Надхим Захави сказал, что бизнес может действовать их по своему усмотрению. Некоторые компании рассматривают возможность заключения трудовых договоров, требующих, чтобы новые и существующие сотрудники проходили вакцинацию. Разумеется, после того как прививки начнут предлагать всему взрослому населению Великобритании.
«Внутренние паспорта вакцинации, я думаю, могут быть полезными для бизнеса. Если работник вакцинирован, у его работодателя есть гарантия, что он не заболеет коронавирусом и не оставит рабочее место. У него будет достаточно сотрудников, бизнес будет работать в полную силу, а экономика восстанавливаться. Но нужно помнить, что и вакцинированный работник должен носить маску и следовать всем правилам карантина. Я думаю, что это важно и для страховых компаний, работающих с индустрией путешествий, которым нужно будет выплачивать страховку клиенту, который заболел в другой стране», — говорит врач.
Чиновники не отрицают – прежде, чем вводить любые паспорта или сертификаты, нужны изучить потенциальные проблемы, связанные с этикой, конфиденциальностью и равенством. Решение по этому вопросу планируют огласить до того, как начнется четвертая стадия снятия локдауна, запланированная не раньше 21 июня. Формат сертификатов, если их все же решат ввести, будет цифровым и, возможно, доступным в виде приложения. Людям, которые не пользуются смартфонами, предложат альтернативный вариант.
«На самом деле идея таких паспортов не нова. В мире уже много лет применяются паспорта вакцинации от желтой лихорадки. Этот вирус существует в отдаленных районах Южной Америки и Африки. Мы с ним знакомы, у нас достаточно вакцины, мы знаем, как она работает, и поэтому логично выдавать эти паспорта. Но вводить их в середине пандемии, когда у нас еще недостаточно клинических исследований и достоверных результатов, — не очень умная идея, — считает Елена Муччи. — Я согласна, что в какой-то момент это будет иметь смысл. Теоретически мы понимаем, что со временем население вакцинируется, многие переболеют, возникнет коллективный иммунитет, и ковид превратится в сезонный вирус. Давайте не будем забывать, что и грипп тоже убивает немало людей, но никому не приходило в голову сделать паспорта вакцинации от гриппа. Пока что мы увидели, что карантинные меры практически уничтожили грипп. Так что до того, как обсуждать ковидные паспорта, надо задуматься о других мерах. Нам нужно научиться у этой пандемии практиковать меры безопасности и снижать уровень заболеваемости всеми вирусами».